Читать электронную версию: http://usdvart.ru/3number
От редактора:
Этот номер рожден во многом под влиянием чувства, связанного с памятью о подвиге, совершенном во имя мира. Великая Отечественная война сформировала особый тип национального самосознания, в котором осмысление картины мира неизбежно происходит через тему спасения ценой собственной жизни. Если перефразировать классические слова, все мы родом из военного лихолетья и острого чувства радости, которое испытал каждый 75 лет назад, услышав «Победа!».
Первые художественные произведения, отражающие события Великой Отечественной, были созданы еще до ее окончания. С тех пор поколения художников посвящают свои работы теме войны и героев, отстоявших Родину.
Рубрика «Тема номера», введенная в журнал, посвящена этой теме. В ней отражены наиболее крупные художественные проекты, состоявшиеся в Красноярском крае (Красноярск) и на Дальнем Востоке (Владивосток).
В первом случае речь идет о масштабной выставке с участием редко экспонируемых произведений из музеев Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, Красноярского краевого краеведческого музея, музеев Ачинска, Шушенского, Дивногорска, Железногорска, собрания Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, частных коллекций, которая откроется в сентябре 2020 года. Во втором – о межрегиональном проекте «Великая Победа», открытом в самый канун Дня победы – 8 мая – в залах Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России» и Приморской государственной картинной галереи. Тема подвига советского воина отражена на этих выставках во всем многообразии. Оба проекта сопровождаются солидными каталогами.
В рубрику также вошли статьи, в которых вводятся в оборот сведения о творчестве художников, работавших в период войны в «Окнах ТАСС»: впервые публикуются репродукции плакатов военного времени из фондов Дальневосточного художественного музея, Томского областного краеведческого музея.
В этот блок включены статьи, подготовленные специально для журнала и посвященные особенностям архитектурно-художественного решения Патриаршего собора Вознесения Христова в парке «Патриот» (творческая группа под руководством Д. Б. Намдакова) и монумента «Под знаменем Победы» (творческая группа под руководством А. В. Ткачука). Обе сопровождены уникальным фотоматериалом.
Не менее интересно содержание других рубрик журнала, в которых авторы статей осмысляют художественный опыт разных периодов, в том числе через исследование творческой биографии отдельных художников, благодаря вкладу которых формировалось отечественное искусство: в их числе Э. Неизвестный, Э. Мотакова, К. Коваль, А. Вычугжанин, Г. Манткава. Примечательно, что большое количество материалов из музейных коллекций и частных архивов публикуется впервые. В этой ситуации журнал можно считать попыткой систематизации богатейшего художественного наследия.
Ольга Ивановна Зотова
кандидат искусствоведения,
главный редактор журнала
«Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока»