Детство — один из самых выразительных культурных образов, который на протяжении веков вдохновлял художников, писателей и издателей. В жанре художественной открытки он становится отражением не только эстетических вкусов, но и представлений времени о воспитании, морали и идеале.
Камерная экспозиция в Антикварной галерее «Раритет» представляет открытки конца XIX — середины XX века, объединённые темой детства. В неё вошли произведения русских, немецких, австрийских, советских и других авторов, среди которых — Елизавета Бём, Карл Фейертаг, Шарлотта Барон, издательства Ришаръ, Лапина, Carl Warnecke Halle, Carl Werner, Erhard Bunkowsky и другие.
Старинная открытка — это не только носитель поздравления, но и уникальный визуальный документ времени. И если взрослые на открытках часто изображались в декоративной или условной манере, то дети — почти всегда живые, искренние, эмоциональные. Через них передавались настроения времени, идеалы общества, мечты о будущем.
Европейские открытки рубежа XIX–XX вв. часто представляли детство как состояние идиллической невинности. Примером могут служить работы Шарлотты Барон, изображающие детей с почти пасторальной мягкостью. Здесь ребёнок не просто маленький человек, а символ гармонии человека и природы.
В открытках немецкого издательства Carl Werner мы видим образы детей играющих или с интересом рассматривающих окружающее. Это образ детского познания, доверия миру, поэтичного и наблюдательного взгляда вокруг. Та же тема встречается у австрийского художника Карла Фейертага: его персонажи — мальчики в военной форме или девочки в национальных костюмах — всегда немного театральны, но не теряют эмоциональной теплоты.
Особое место в экспозиции занимают советские открытки 1940–1960-х годов. Это уже не просто воспоминание о детстве, а целенаправленное формирование образа будущего гражданина страны. Девочка с белым бантом, дарящая мальчику медвежонка на день рождения; мальчик в космическом шлеме, которого «осматривает» маленькая медсестра; школьники с портфелями и цветами — всё это сцены, наполненные смыслом. Образы советских детей были одновременно наивными и целеустремлёнными, «правильными» и живыми.
Отдельно хочется выделить и творчество Елизаветы Бём — художницы и графика, прославившейся своими изящными открытками с образами крестьянских детей, написанными акварелью с особым вниманием к фактуре и свету. Её дети — тихие, почти ангельские, сдержанные, но в их глазах читается внутренняя жизнь и тепло. В творчестве Бём детство — не столько возраст, сколько духовное состояние.
В нашей экспозиции отражено многообразие типажей и культур.
На открытках из Нидерландов и Германии встречаются образы детей в национальных костюмах: деревянные башмачки, передники, фуражки и шинели. Эти изображения фиксируют не только внешность, но и этнографический колорит, создавая визуальную энциклопедию европейских народов начала XX века.
Выставка «Детство на открытках» — это попытка взглянуть на историю глазами самых маленьких её участников. Через жанр, казалось бы, простейший — почтовую открытку — раскрываются представления о добре, воспитании, труде, мире, родине, вере и заботе.
Каждая из представленных работ — не просто иллюстрация, а фрагмент большой истории о том, каким виделось детство в разных уголках мира и в разные моменты времени. И, может быть, где-то в глубине души зритель узнает себя — в космонавте, школьнице, девочке с письмом или в мальчике с игрушечной машинкой.
Выставка продлится с 10 июня – 13 сентября 2025 г.
При поддержке: