Единственная антикварная галерея на Дальнем востоке
Выставка–посвящение Году Балета «Грация в фарфоре»
Антикварная галерея Раритет > Выставка–посвящение Году Балета «Грация в фарфоре»

Балет — культурное наследие нашей страны, и 2018 год в России объявлен Годом балета.

По сложившейся традиции, Антикварная галерея «Раритет» поддерживает проходящие тематические мероприятия и представляет подборку фарфоровой миниатюры, воплощающую невообразимо прекрасный танец – балет.

Легкий и воздушный образ балерины вдохновлял художников и поэтов всех времен. При том, что первые фарфоровые танцовщицы появились в Европе еще в XVIII веке, именно в нашей стране бисквитный (не раскрашенный и неглазурованный) фарфор в ХХ веке позволил воплотить в миниатюре актерскую индивидуальность и портретное сходство.

В советское время балет на фоне отрицания буржуазных форм выражения искусства являлся своеобразной отдушиной, открывающей двери для вольного полета души художника.

Грациозность, воздушная легкость движений на пуантах, создают ощущение невесомости и являются зеркальным отражением великого искусства, способного выражать эмоции на языке танца.

Сам фарфор, как материал, безупречно подходит для данной тематики –твердый и в то же время хрупкий. А идеально белый цвет позволяет воплотить как самые смелые цветовые решения, так и оставить простор воображению. Иногда мастера балетной тематики использовали активную роспись с целью подчеркнуть особенный костюм. Так, например, представленные у нас персонажи балетов «Жар-Птица» и «Петрушка» «одеты» в костюмы художника Л. Бакста, ведущего живописца знаменитых «Русских сезонов». В целом же, в отличие от западного фарфора, у нас линии подчеркиваются сдержанными красками, люстром и позолотой. 

И любителям балета, и любителям фарфоровой миниатюры будет интересно увидеть такую разноплановую подборку «балетных» статуэток – от юных учениц до великих Улановой и Карсавиной.

Экспозиция в главном зале откроется 25 июля и будет представлена в течение месяца, но увидеть и приобрести понравившиеся статуэтки можно будет в любое время в часы работы галереи.

 

Традиции и наследие в фарфоре

В Антикварной галерее «Раритет» можно увидеть фарфоровые скульптуры работы нескольких известных скульпторов советских времен.

Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ)

и Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)

Одни из самых ярких в нашей коллекции – изображения Галины Улановой в роли Лебедя (Лебедь, Сен-Санс) и Одетты (Лебединое озеро, Чайковский) работы Е. А. Янсон-Манизер. Произведения скульптора на тему спорта известны многим, но особая любовь связывала Янсон-Манизер с балетом. Автор поразительно чувствует пластику танцовщицы и кажется, что ее творения готовы продолжить движение в любой момент. Ей было дано чутко донести до зрителя характерные черты творческой индивидуальности каждого артиста. Некоторые ее скульптуры были отлиты в чугуне.

Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971 гг.) окончила Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в 1925 году, Член Ассоциация художников революционной России (АХРР) с 1925 г. Работала в стилях: миниатюрная скульптура, портреты, монументально-декоративные рельефы, меда­ли, станковые композиции.

 

Балерина Кукла, балет Петрушка (Карсавина Т. П.) Петрушка (из балета Петрушка). Балерина Жар-птица (Карсавина Т. П.)
Эта группа скульптур, отличающихся яркой росписью и непривычными выпущена в Санкт-Петербурге на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), уже в наши дни, правда, по моделям советских лет. А выполнены они скульптором Еропкиной Э. И. в 1988 году. Статуэтки представляют собой персонажей из ярких балетов «Русских сезонов» – «Шахерезада» и «Петрушка». Костюмы к этим постановкам создавались по эскизам знаменитого Л. Бакста и в 1908 году произвели во Франции фурор, едва ли не больший, чем сами танцы.

Еропкина Эльвира Игоревна (1944 – 2004 гг). После окончания в 1972 г. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной начала работать в художественной лаборатории ЛФЗ сначала модельщиком, позже – художником по фарфору. С этого же года ее работы принимали участие в выставках. Член СХ СССР с 1978 г. Ее искусство хорошо известно в художественной среде, искусствоведам, критикам, коллекционерам. В 1988 г. проходила стажировку на Майсенской фарфоровой мануфактуре. С творчеством Эльвиры Еропкиной на предприятии возродились утраченные в 60-е годах традиции жанровой скульптуры. Тематика ее произведений обращена к образам современников, сказочных и литературных персонажей, к героям театральных и балетных постановок. Апеллируя к богатому наследию, Еропкина раскрывала традиционные темы в фарфоровой скульптуре с помощью современного восприятия. Воплощённые в хрупком и вечном материале её герои смотрят на нас глазами автора с мягкой загадочной улыбкой, не обезличенные, а самобытные и свободные…

 

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ)

Испанский танец

Балерины перед выступлением

Дудинская Н. М. в роли Сюимбике в балете «Шурале»

Умирающий лебедь / Г.Уланова

На известном заводе фарфоровых изделий в 50-е годы ХХ столетия советский скульптор В. Сычев (1917 -1995 гг.) запечатлел изящные образы танцовщиц, создавая статуэтки балерины советского периода.

Автора воодушевила артистка балета Галина Уланова, ставшая настоящей легендой советской сцены и иконой классического балета. Ведущая балерина Большого театра (1944-1960) блистала, замирая на сцене перед очарованным и изумленным зрителем в той самой в классической позе знаменитого «умирающего лебедя», в которой навеки запечатлена фарфоровая балерина ЛЗФИ.

Владимир Исакович Сычев родился в Украине. Интерес к скульптуре возник едва ли не в младенчестве, ведь отец его был деревенским гончаром. Окончил Одесское художественное училище, после – Всероссийскую Академию художеств. Учился под руководством А. Т.Матвеева. В 50-е годы, занимаясь мелкой пластикой, начал сотрудничать с Ленинградским фарфоровым заводом. Его работы на тему балета полны движения и выразительности. Интересно, что после миниатюры, в 1960–1980 художник переключился на монументальную скульптуру и в ней тоже достиг заметных успехов.

 

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ)

Балерины с зеркалом (Жникруп О. Л.)

Юная балерина

(Рапай О. П.)

Две балерины

(Жникруп О. Л.)

Киевский ЭКХЗ отличает яркая красота и подчеркнутая декоративность, что определяет все украинское искусство в целом. Классика советского фарфора, в котором мир образов — особый, ярко — эмоциональный и праздничный, удивительно жизнерадостный и человечный, проникнутый богатством фантазии и неповторимой индивидуальностью.

Яркий представитель школы украинской мелкой пластики – Советский скульптор-фарфорист, член Союза художников Украины Оксана Леонтьевна Жникруп (1931 — 1993 гг). После окончания Одесского художественного училища работала сначала на Барановском ФЗ, позже – на Киевском ЭКХЗ. Скульптору импонировали лирические темы, мир балета, танца, цирка. Ее работы принимали участие в международных выставках-ярмарках в Лейпциге, Чикаго, Загребе, Салониках, Турции и Канаде.

Ольга Петровна (Перецевна) Рапай (1929 — 2012 гг) — Советский и украинский скульптор-керамист, одна из самых уважаемых и известных фигур в украинской керамике. Член Национального союза художников Украины. Острая наблюдательность и юмор, декоративность и обобщенное моделирование формы статуэтки, умение тактично сочетать подглазурную и надглазурную роспись, подчеркивая белую фактуру фарфора, — все это определило успех произведений Рапай О. П., выпускавшихся заводами Украины массовыми тиражами. А тематикой была выбрана, в основном, современность: сюжеты из спорта, хореографии, цирка, жанровой и лирической сцены — светлый и камерный мир. Этим Ольга Рапай завоевала право жить не там куда тебя бросает жизнь, а в том прекрасном мире, который ты вылепил сам.

 

Рекомендуем
Выставки и события
  • 28 января — Восточный Новый год красного петуха
  • Знакомство с символом 2020 – Год Белой Крысы / Мыши (металлической)
  • Китайский Новый год 1 февраля 2022 – Год Тигра
0
    0
    Ваша корзина
    Ваша корзина пустаВернуться в каталог